Подшипниковые стали
№ п/п | Марка | Применение | Возможность изготовления | | 1 | 110Х18М-ШД | для изготовления прецизионных приборных подшипников качения с регламентированным размером карбидов, обладающих высокой с... | Есть | 2 | 60Х13С-ШД | для изготовления прецизионных приборных подшипников, обладающих высокой степенью надежности и долговечности, и обеспечив... | Есть | | 3 | ШХ15 | для производства бесшовных холодно- и горячедеформированных труб, предназначенных для изготовления колец шариковых и рол... | Есть | 4 | ШХ15СГ | для изготовления бесшовных горячедеформированных труб, предназначенных для изготовления колец шариковых и роликовых подш... | Есть | 5 | ШХ20СГ | для изготовления цельнокатаных колец; изделий, работающих в средах слабой агрессивности. Тип – сталь конструкционная под... | Есть | 6 | ШХ4 | для производства колец железнодорожных подшипников. Тип – сталь конструкционная подшипниковая... | Есть | 7 | ШХ10 | для изготовления плющеной ленты толщиной 1,5-7,6 мм из проволоки, предназначенной для производства витых роликов подшипн... | Есть | | 8 | 8Х4В9Ф2-Ш(ЭИ347-Ш) | для изготовления прецизионных подшипников качения, работающих в агрессивных средах. Тип – сталь теплоустойчивая подшипни... | Есть | 9 | 8Х4В9МФ2-Ш(ЭИ347М-Ш) | для изготовления прецизионных подшипников качения, работающих в агрессивных средах. Тип – сталь теплоустойчивая подшипни... | Есть |
Топ 10 сталей: ШХ15, 110Х18М-ШД, 8Х4В9Ф2-Ш (ЭИ347-Ш), ШХ15СГ, ШХ20СГ, ШХ4, 60Х13С-ШД, ШХ10, 8Х4В9МФ2-Ш (ЭИ347М-Ш),
Статья "Подшипниковая сталь" Конструкционная подшипниковая сталь содержит около 1 % С и 1,5 % Cr. Подшипники качения работают преимущественно на сжатие и растяжение с многократным нагружением каждого участка рабочей поверхности. Так как это нагружение происходит на небольшой поверхности – точечно, на этой поверхности в момент нагружения возникают большие контактные напряжения. После большого количества циклов нагружения они приводят к усталостному разрушению подшипника.
Для подшипниковой стали большое значение имеет её чистота по неметаллическим включениям. Присутствие в стали крупных (более 10 – 15 мкм) оксидных включений и их строчек уменьшает стойкость стали против усталостного разрушения и понижает долговечность подшипников. Поэтому, одним из критериев оценки качества подшипниковой стали, а также возможности ее использования или отбраковки, является балл, характеризующий размеры оксидных включений. Достижение низкого балла по включениям, то есть отсутствия включений, величина которых превышает допустимые значения, является одной из главных задач при производстве подшипниковой стали.
Рисунок – Зависимость долговечности подшипников (В10) от метода производства и содержания в ней кислорода: 1 – дуговая сталеплавильная печь; 2 – дуговая сталеплавильная печь с эркерным выпуском (ЭВ); 3 – вакуумно-дуговой переплав.
В течение десятков лет подшипниковую сталь выплавляли в дуговых сталеплавильных печах, при этом не удавалось добиться достаточной долговечности подшипников. Значительно увеличить срок эксплуатации подшипников позволило освоение внепечной вакуумной обработки подшипниковой стали, которая в результате вакуумно-углеродного раскисления обеспечивает высокую чистоту металла по оксидным включениям. К настоящему времени использование вакуумной обработки и непрерывной разливки стали с защитой струи металла от вторичного окисления позволило увеличить количество циклов работы подшипников в 10 раз (рисунок). При этом долговечность подшипников из стали, полученной с использованием такой технологии, не уступает долговечности подшипников из стали, подвергнутой вакуумно-дуговому переплаву.
Применение внепечной обработки позволило производить подшипниковую сталь не только в дуговых сталеплавильных печах, но и в кислородных конвертерах с получением металла одинакового качества.
Ввиду трудностей, связанных с необходимостью легирования металла хромом в ковше, в настоящее время подшипниковую сталь выплавляют преимущественно в дуговых сталеплавильных печах.
Плавку в дуговой печи ведут по обычной технологии с коротким окислительным периодом после расплавления. Ранние присадки извести и железной руды в периоде плавления, а также скачивание шлака и наводка нового в конце периода плавления и в начале окислительного периода должны обеспечить достаточно низкое содержание фосфора в металле при высоком содержании углерода. Легирование хромом производят присадками феррохрома в печь перед выпуском плавки. Для уменьшения угара хрома перед присадкой феррохрома производят предварительное раскисление ванны присадкой ферросилиция из расчета получения в металле не более 0,1 % кремния. Низкое содержание кремния и легирование хромом не понижают эффективность вакуумно-углеродного раскисления стали при последующей вакуумной обработке, которая в настоящее время является обязательной операцией при производстве подшипниковой стали.
При высоком содержании серы в стали после выплавки ее в дуговой сталеплавильной печи в ковше кроме вакуумирования, проводят также десульфурацию металла высокоосновным восстановительным шлаком.
Однако, к подшипниковой стали не всегда предъявляют высокие требования по содержанию серы. Согласно данным ряда исследований наличие в металле до 0,025 % серы даже несколько повышает долговечность подшипников, так как образование на поверхности оксидных включений сульфидной оболочки уменьшает вероятность образования трещин.
Следует также отметить, что для изготовления колец и тел качения подшипников, иногда используют коррозионностойкую сталь.
Для деталей коррозионностойких жаростойких подшипников, работающих в интервале температур до 350—400 °С, обеспечивающих необходимую стабильность размеров, оптимальные механические свойства и удовлетворительную коррозионную стойкость, обычно применяется следующий режим термической обработки: предварительный нагрев до 850° С, окончательный нагрев до 1070-1090 °С, охлаждение в масле, а затем замедленное охлаждение до -70…80 °С и двухкратный отпуск при 400° (с выдержкой 3 часа и 2 часа соответственно).
Для изготовления колец и тел качения шарикоподшипников и роликоподшипников в специальных случаях применяются коррозионностойкие стали, относящиеся к разряду упрочняющихся при помощи холодной пластической деформации и дисперсионного твердения.
Источник: На основе обзора литературных данных по подшипниковым сталям.
Наверх
© Использование материалов с сайта возможно только с разрешения ООО "ЛАСМЕТ"
|